Последствия инноваций

«Баба яга против». Так обо мне говорили в группе VG. Практикую нахождение в одиночку «по ту сторону баррикад». Нечасто — в качестве праздника. Но сейчас речь не о VG. Да и баба яга сегодня подготовилась — пришла с братвой.

Как бы хотелось, чтобы большие умы мира ставили на первое место не инновацию ради инновации, а этику по отношению к планете.

Как это удивительно и.. страшно, что люди, чье слово имеет большой вес, могут реально «колонизировать марс» и записать это в активы. Можно так расшириться в масштабе, что совсем не заметить букашек, которые пищат о ценности экосистемы. Я среди них.

Спасибо, что не одна. Например, есть такая книга — «Зеленый императив». Виктор Папанек еще в ‘93 году писал о том, что в истории нет ни одной инновации, последствия которой со временем не оказались бы устрашающими для планеты (ну, может, немного преувеличила):

«Жители большинства промышленно развитых стран считают, что любую экологическую проблему можно решить с помощью технологий. Так, например, мой друг и коллега Бакминстер Фуллер полагал, что изобретения будущего смогут исправить все ошибки настоящего, и основывал значительную часть своей философии на этом убеждении. Однако, исходя из своего опыта, могу сказать, что в области дизайна и архитектуры новые технические исправления обычно приводят к десяткам непредвиденных проблем. Некоторые из них могут иметь разрушительные или даже катастрофические последствия, и это если не брать во внимание последствия для всего человечества.»

«Второе изменение, действительно стоящее размышлений, — то, что теперь человечество обрело силу менять естественный для планеты порядок и разрушать ее гармонию. Мы производим ненужные и неважные вещи (электронные рулетки, электрические сушилки для ногтей или огромные разноцветные пластиковые водяные пистолеты), тратя впустую невозобновляемые ресурсы, отравляя атмосферу в ходе их производства и загрязняя почву, избавляясь от них, когда они нам надоедают. Мы вырубаем леса и создаем пустыни. Мы отравляем воду озер и рек промышленными химикатами и фармацевтическими препаратами, тем самым убивая рыбу, а потом сами пьем эту воду. Мы сливаем отходы и токсичные вещества в океаны и истощаем их рыбные запасы. Мы угрожаем исчезновением не только другим биологическим видам, но и некоторым человеческим племенам, жизнь которых напрямую зависит от состояния окружающей среды.»

Это книга об этике и экологии, очень рекомендую.

Сейчас мейнстримом идут вбросы о расширении, масштабе, отсутствии границ в материализации желаемого. У меня вопросы.

Что может остановить человечество в расширении? Какова обратная сторона масштаба? Какова ответственность за материализацию творчества?

Мы не можем бесконечно расти в системе с конечными ресурсами. Есть физические и биологические пределы самой Земли, которые мы игнорируем в своей парадигме бесконечного роста. Этот «марафон желаний» всегда имеет «марафон последствий», потому что все на этой планете существует по принципу энергообмена. Все написано в сказке о золотой рыбке.

Хлорфторуглероды изобрели как безопасный (неядовитый, негорючий) хладагент для холодильников, заменив опасные вещества. Казалось бы, великое изобретение! Но когда его начали производить в промышленных масштабах для миллионов устройств по всему миру, выяснился ужасный побочный эффект: ХФУ разрушают озоновый слой, защищающий планету от ультрафиолетового излучения. Масштаб применения превратил локальное «благо» в глобальную угрозу.

Пластик, изобретенный как дешевый и долговечный материал, произвел революцию в упаковке, медицине и технике. Но итог — глобальное загрязнение микропластиком. Он теперь в воде, почве, воздухе и даже в организмах людей. Его долговечность, бывшая преимуществом, стала проклятием.

Введение синтетических удобрений и пестицидов позволило резко увеличить производство пищи и спасти миллионы людей от голода. Обратная сторона инновации — мертвые зоны в океанах и массовая деградация почв.

Ядерную бомбу пропустим?

Так что там про ответственность?

Ответственность создателя (дизайнера, инженера) — проектировать не просто функциональный продукт, а рассматривать его полный жизненный цикл — от добычи ресурсов до утилизации. Следовать принципу «не навреди» в планетарном масштабе.

Ответственность бизнеса — не гнаться слепо за прибылью, внедряя инновации без должных испытаний на долгосрочные последствия.

Ответственность общества и правительств — создавать регулирующие законы, которые требуют оценки экологического ущерба, и стимулировать экономику замкнутого цикла.

Катастрофа Аральского моря — образцово-показательный пример, объединяющий все аспекты моих риторических вопросов.

Инновация: масштабная ирригация и строительство каналов для хлопковой монокультуры в советское время.
Цель расширения: превратить пустыни в цветущие поля, резко увеличить производство «белого золота».
Обратная сторона масштаба: воды рек Сырдарья и Амударья, питавших Аральское море, были в гигантских масштабах перенаправлены на полив полей.
Катастрофа: море, бывшее четвертым по величине озером в мире, на 90% исчезло.
Результат: исчезновение рыболовства, засоление почв, ядовитые пыльные бури, разносящие соль и пестициды, резкий рост болезней среди местного населения.

Этот пример наглядно показывает, как «творческий» замысел по преобразованию природы, реализованный без учета системных связей и ответственности за последствия, привел к одной из крупнейших рукотворных экологических катастроф в истории.

Наша сила материализовать творчество сравнялась с силой, способной подорвать основы нашего существования.

Выход — в смене парадигмы с бесконечного роста на устойчивое развитие и в принятии полной ответственности за каждый шаг инновационного процесса. Да. Но. Этот караван сам уже не развернется.

В 2010, в своей дипломной работе, я писала:

«Экологизация сознания — единственный путь, на котором только и может быть решена экологическая проблема мирового масштаба. У общества нет иного пути для развития: либо начало духовно-нравственного возрождения, либо движение к экологической катастрофе личности, и, следовательно, мира.
Для сохранения жизни на Земле и ее гармоничного развития как Внешнее, так и Внутреннее нуждается в фильтрации, очистке. Поэтому следует говорить о двух взаимосвязанных понятиях: экологии бытия и экологии сознания, где экология бытия — это экология внешняя, материальная, а экология сознания — это экология внутренняя, духовная.
Чтобы жить дальше, человечество должно вернуться к истокам. Истинное знание не может быть рассказано, потому не может быть плана действий для активизации духовной жизни человека. Истинное знание приходит изнутри, потому единственным средством достижения этой высокой цели является путь человека вглубь себя. Невозможно передать Знание, но можно создать условия, которые откроют ему дорогу из глубины человеческого существа. Эти условия можно создать средствами средового дизайна.»

Средового дизайна оказалось мало, и спустя 15 лет, кристаллизуется термин «пространство-проводник», включающий еще и тонкие аспекты среды. Это к вопросу о личной ответственности.

Короче (*шел третий час чтения*), баба яга сильно против колонизации марсов. Ибо тогда человечество засрёт искалечит уже две (три, четыре, …) планеты последствиями своего великого инновационного творчества.