Я работаю в зоне рискованного земледелия и перманентных форс-мажоров, как и мои коллеги по зеленой сфере. Возвратные заморозки, ураганы, нашествие насекомых, неизлечимые и новые болезни каждый сезон — типичный вторник в саду. Понятно ли это заказчикам? Не всегда. Иногда от нас ожидают предотвращения и сиюминутного решения всех проблем с растениями. И гибель растений благополучно записывается на наш счет.
Для гибели растения (как и животного или человека) нужно, чтобы несколько негативных факторов сошлись в одной точке.
Даже сильный ветер валит не все деревья подряд. Падают только те, которые по каким-то причинам ослаблены. Ураганный ветер, увы, более «обобщающий» (1 июля 2024 в Ленинградской области):
За какие негативные факторы отвечает человек в саду? Отсутствие полива в засушливые периоды. Всё. Над остальным человек не очень то и властен, если только не создает условия для гибели по незнанию. Например, заглубляет корневые шейки деревьев при посадке / поднимает уровень грунта в лесной зоне / сажает деревья прямо в технических горшках (это кстати не шутка, видела и такое) / совершает ошибки при проектировании. Но это, понятно, непрофессионализм.
Вовремя отреагировать на болезнь растения? Да. Но справится ли оно с болезнью после обработок зависит от многих факторов. Например, иммунитета растения, температурного режима и других погодных условий. Все как у людей.
Наблюдение: заказчики, которые сами занимаются своим садом, прекрасно все это понимают. Но чем меньше человек понимает тему, тем больше ответственности возлагает на профессионала. А профессионал — это тот, кто делает все возможное для жизни, здоровья и красоты сада. Помощник. А не всемогущий бог.
Я связываю это непонимание в том числе с появлением понятия «гарантия на растения». Кто и в каких случаях дает гарантию на растения? Питомники и ландшафтные компании, закладывающие в смете х2 на растения и/или хреналион за уход, что в несколько раз превышает стоимость замены растений, которые теоретически могут погибнуть. А заказчик «спит спокойно» в святом неведении с ощущением, что все под контролем. Браво ландшафтной индустрии: тоже надо уметь! Оправдать миллион (в прямом смысле) на уход в сезон.
Оговорюсь, гарантия на растения оправдана в случае покупки единичных дорогостоящих экземпляров.
Почему не существует страховки на сад по привычной схеме страхования? Ага, слишком много форс-мажоров.
Мы делаем все необходимое для жизни и здоровья сада в рамках экологической системы ценностей, которые исповедуем. Мы очень сильно переживаем за «наши» сады, но считаем нецелесообразным пытаться уберечь от всех негативных природных явлений.
Да, можно городить укрытия для зимовки / от солнца / от ветра, проводить регулярные обработки пестицидами, закапывать в почву таблицу Менделеева, устраивать костры в саду во имя спасения от возвратных заморозков. При высоких рисках мы это делаем. К сожалению. Потому что люди сознанием не готовы к истинно природным малоуходным садам.
Органическое земледелие = высокие риски потерь. Именно поэтому стоимость продуктов органического производства значительно выше привычно-химических. Если Вы, как заказчик, не возлагаете ответственность за потери на ландшафтников, стоимость «малого ухода» за природным садом будет ниже привычно-химической концепции. Но если нужна «гарантия», будьте готовы оплатить счет как на крыло боинга.
Малый уход — не отсутствие ответственности, а эффективное разделение ответственности: мы делаем свои 50% шагов навстречу здоровому саду и даем возможность природе «внести правки» для создания устойчивой экосистемы. Мы не учим природу жить, мы в сотворчестве с ней.